Общие принципы подготовки хоккеистов - ХК ЦСКА
5179

Общие принципы подготовки хоккеистов

Павлов А. С., к.п.н., Детская школа по хоккею ЦСКА (г. Москва), Павлов С. Е., к.м.н.

Подготовка спортсменов - это сложный процесс, неизбежно связанный с законами развития и адаптации человеческого организма. Еще в 1976 году известный спортивный ученый Н. Н. Яковлев писал, что тренировка - процесс адаптационный, а когда в СССР стали популярны высказывания об управлении тренировкой, среагировал на это саркастической статьей: «Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы». И поэтому: единственное, на чем может базироваться современная теория и методика спорта - реально действующие законы физиологии. 

fig1  
Рис. 1. Взаимосвязь основных составляющих комплексной подготовки спортсменов [6]. 

Стоит отметить, что процесс адаптации протекает иначе, чем это представлено в трудах Г. Селье (1936, 1960 и др.), Ф. З. Меерсона, М. Г. Пшенниковой (1988), В. Н. Платонова (1997) и их многочисленных последователей. В основе вышеупомянутой периодизационной теории Л. П. Матвеева лежит широко распространённый «постулат» о том, что «стресс» является пусковым звеном адаптации, а сам процесс адаптации протекает по «формуле»: «стресс - адаптация - деадаптация - реадаптация». Исходя из этого, получается, что адаптация – эпизодический, дискретный процесс, однако еще в 1863 году И. М. Сеченов говорил, что - «…жизнь - постоянное приспособление ... к условиям существования» - то есть жизнь - это непрерывный процесс адаптации к постоянно меняющимся условиям среды. Кроме того, согласно вышеприведенной формуле, результат адаптации напрямую зависит от размера воздействия («доза - эффект»), отсюда следует, что Л. П. Матвеев и его последователи пропагандируют принцип «чем больше - тем лучше». Однако в действительности наибольший тренирующий эффект дают оптимальные по размеру нагрузки, а наиболее актуальной проблемой современного хоккея является оптимизация тренировочного процесса.

В соответствии с законами адаптации, любая выполняемая организмом работа абсолютно специфична и выполнение каждой конкретной работы обеспечивается конкретным комплексом структур организма. И именно этот конкретный комплекс и «тренируется» в процессе выполнения конкретной работы. Специфические изменения, происходящие в организме в процессе его приспособления к комплексно действующим на него факторам среды - один из основных «инструментов» адаптации. Спортивная тренировка должна фактически являться целенаправленным изменением условий существования организма спортсмена, призванным добиваться в нем определенных спецификой избранного вида спорта адаптационных изменений.

«Внешне» специфика любого вида спорта представляет собой конкретные двигательные акты, выполняемые спортсменом в условиях максимальной приближенности к его игровой или соревновательной деятельностью. Следует четко осознавать, что нет «движения вообще» и любой двигательный акт предельно специфичен [6,11]. И в связи с этим нет и не может быть «общей физической подготовки» - поскольку любая выполняемая работа абсолютно специфична и обеспечивается она специфическими для этой работы структурами организма [4,11].

В соответствии с вышесказанным:

  1. Организм всегда работает как целостный механизм, и «формирует» поведенческие (двигательные) акты - в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.

  2. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного правильного повторения конкретных движений.

  3. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам этой деятельности.

  4. Адаптационные изменения, лежащие в основе роста тренированности спортсмена, соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности.

Говоря о специфике тренировочной деятельности нельзя не упомянуть и о так называемых «физических качествах». «Самостоятельных «физических качеств» не существует, а потому их тренировка бессмысленна» [5, 11]. Тренировать нужно не абстрактные «физические качества», а конкретные функции (движения, двигательные акты), которые могут быть применимы в соревновательной деятельности спортсмена вообще и хоккеиста в частности [1]. Для получения максимального тренировочного эффекта структуры движений в упражнениях, призванных развить у спортсмена, например, специальные скоростно-силовые «качества», должны соответствовать структурам движений, выполняемых спортсменом в соревновательной работе.

Поскольку одной из основных задач тренерской работы является оптимизация тренировочного процесса, нужно упомянуть о том, что тренировка хоккеиста не ограничивается применением специфических упражнений и нагрузок - не менее важным является соблюдение оптимальных объемов и построение каждого тренировочного занятия с физиологически оправданных позиций. Это значит, что необходимо для каждого занятия подбирать оптимально соотношение объема и интенсивности, которое организм может освоить. Для этого в тренировочном процессе необходимо использовать средства и методы оценки функциональной готовности хоккеиста к предстоящей тренировочной работе. Наиболее информативными в этом плане являются методы омега-метрии и нейроэргометрии, которые были разработаны в СССР, сегодня используются в практике зарубежного спорта, но абсолютно игнорируются в России.

При отсутствии подобных методов, тренеру следует опираться на доступные ему для оценки показатели функционирования организма - это усталость и утомление. Усталость - субъективное ощущение, «...сигнальное чувство, предупреждающее наш организм о предстоящей опасности дезорганизации деятельности нервной клетки» (И. М. Сеченов). Утомление - это объективное состояние организма, сопровождающееся дезорганизацией, прежде всего, тех его специфических функций, которые и привели к утомлению. В развитии утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности (В. В. Розенблат, 1975) и эффективности выполнения упражнений. Задача тренера состоит именно в оценке результатов выполнения с целью выявления момента наступления утомления, оценить его выраженность и своевременно прекратить тренировку. Это необходимо, поскольку «тренировка на фоне выраженного утомления и, тем более - переутомления не ведет к росту тренированности спортсмена» [10].

Утомление, благодаря процессам восстановления - обратимое состояние организма. Утомление и восстановление - взаимосвязанные процессы, лежащие в основе повышения спортивной работоспособности. Согласно мнению В. Н. Платонова (1988, 1997), процесс восстановления начинается с момента прекращения «внешней работы». Но данное утверждение ошибочно - еще в 1890 году И. П. Павлов раскрыл закономерности течения восстановительных процессов: в работающем органе наряду с процессами разрушения и истощения происходит процесс восстановления; взаимоотношения истощения и восстановления определяются интенсивностью работы; восстановление израсходованных ресурсов происходит не до исходного уровня, а с некоторым избытком. Принятие того факта, что восстановление всегда начинается уже с момента начала работы нервного аппарата организма, может внести определенные коррективы в пути решения проблемы восстановления и повышения спортивной работоспособности. Крайне важно для спорта то, что восстановление во время отдыха (если он полноценен и достаточен!) происходит не до первоначального уровня, а с «избытком» - при достижении стадии суперкомпенсации. Именно достижение стадии суперкомпенсации в восстановительном периоде является физиологической основой повышения тренированности.

Феномен суперкомпенсации позволяет планомерно повышать спортивную работоспособность, он же диктует и основные правила спортивной педагогики - правила строгой индивидуализации и оптимизации тренировочного процесса. Несоблюдение этих правил неизбежно ведет к острому и хроническому переутомлению и перетренировке спортсмена, которые будут серьезным препятствием на пути к достижению высоких результатов. Заместитель директора ВНИИФК профессор С. Н. Португалов утверждает: «Выигрывает не тот, кто тренируется больше, а тот, кто тренируется правильно!».

Схема достижения стадии суперкомпенсации была разработана Ю. П. Сергеевым еще в 1980 году (рис. 2) и именно она отражает те изменения, которые происходят в организме спортсмена после выполненной им тренировочной работы. Данная схема свидетельствует о том, что фаза повышенной работоспособности не является завершением адаптационных сдвигов, а представляет собой только преходящее состояние общего адаптационного процесса, начинающегося в период утомления и заканчивающегося новым уровнем работоспособности (адаптации).

fig2
Рис. 2. Схема изменения работоспособности в послерабочем периоде [10].    

Было установлено, что переход организма на новый уровень специфической адаптации к мышечной работе проявляется в последовательном развитии в послерабочем периоде, индуцированных однократной физической нагрузкой до утомления, состояний. Различают следующие состояния или так называемые «фазы адаптации»: фазы остаточного утомления (ФОУ), фазы повышенной работоспособности (ФПвР), фазы пониженной работоспособности (ФПнР), фазы стабилизации работоспособности (ФСР) и, наконец, нового уровня работоспособности (НУР). В течение этих фаз в органах на основе ускорения физиологической регенерации субклеточных структур происходит их перестройка, сопровождающаяся биоэнергетическими сдвигами, характерными для каждой из вышеперечисленных фаз адаптации. Запуск весьма сложных адаптационных механизмов, к которым относятся усиление процессов синтеза, ускорение физиологического обновления субклеточных структур (сопровождающееся качественным изменением их функции), новообразование митохондрий, миофибрилл и мышечных волокон, перестройка капилляров, массовое образование миосателлитов, перестройка ферментативных систем и др., осуществляется под влиянием изменений, возникающих в периоде утомления. Физическая нагрузка выступает в качестве фактора, вызывающего последующие реконструктивные процессы, переводящие организм на качественно новый уровень адаптации, или, иными словами, на новый уровень функциональных возможностей» [10].

Исходя из вышесказанного, необходимо понимать, что повышение работоспособности любого спортсмена всегда базируется на сбалансированности процессов утомления и восстановления и происходит это в соответствии с вышеуказанными принципами. И как нет «работы вообще», так и нет «восстановления вообще». Восстановительные процессы столь же специфичны, как и выполненная работа, а потому требуют вполне определенных и специфически направленных мероприятий со стороны тренера и спортивного врача. Крайне важно понимать, что тренер ни в коем случае не должен ставить жесткие временные рамки, за которые спортсмен, по его мнению, должен полностью «отдохнуть» - в настоящее время многими практиками в хоккее считается, что одного дня отдыха после любой выполненной нагрузки вполне достаточно, чтобы снова приступать к тренировкам. На самом деле, количество времени, необходимое спортсмену для восстановления, зависит от объема, интенсивности, характера выполненной работы, а также от исходной готовности организма к ее выполнению. Если не учитывать эти факторы, то ни о каком «новом уровне работоспособности» речи идти не может. А если не достигать положительной динамики тренированности, то тогда зачем вообще тренироваться?

Источники:

  1. Захаркин И. В., Давыдов А. П., Крутских В. В., Черенков Д. Р., Павлов С. Е. Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов // Олимпийский бюллетень № 9. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – С. 123-128.

  2. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. – М.: 4-й филиал Воениздата. 1997 г. - 304 с.

  3. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988. – 256 с., ил.

  4. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса», 2000. – 282 с.

  5. Павлов С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – 224 с.

  6. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.

  7. Платонов В. Н. Адаптация в спорте. – К.: Здоров’я, 1988. – 216 с., ил.

  8. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 583 с.

  9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме - М.: Медгиз, 1960.

  10. Сергеев Ю. П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, - С.14-19.

  11. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.

  12. Яковлев Н. Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы - Теория и практика физ. культуры, 1976, 4. – С. 21-25.

Павлов, А. С. Общие принципы подготовки хоккеистов / А. С. Павлов, С. Е. Павлов  // Олимпийский бюллетень № 13 / Сост. Мельникова Н. Ю., Эйнуллаев А. Ю., Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Никифорова А. Ю. – М.: Издательство «Сойпроект», 2012. – С. 215-222